Иркутский музейный гид

Сделать такую карту я собирался, ещё когда жил в Воронеже. Но тогда не успел не только завершить, но даже толком начать, потому что переехал в Иркутск и осел здесь.

А в Иркутске такая же ситуация, как и в Воронеже. Да и как, наверное, в других больших городах: обычно горожане крупного областного центра знают лишь о нескольких местных музеях. Как правило, это краеведческий (иногда с несколькими филиалами), художественный, какая-нибудь модная галерея и какой-нибудь странный частный. И это не только обыватели не знают примерного количества, я спрашивал и сотрудников музеев, те тоже чаще всего называли 5—10 штук. На самом деле музеев, галерей и выставочных залов в таких городах — на порядок больше: счёт идёт не на штуки, а на десятки. И нужно об этом рассказать горожанам.

Финальный макет, лицо и оборот

Почти все музеи находятся в большом центре Иркутска, а пятая часть — за его пределами. Если размещать всё на одной странице, на одном развороте, то будет понятно только их примерное местонахождение в городе относительно крупных ориентиров, центральных улиц и друг друга. Поэтому с картами я придумал такую схему: на развороте — крупно центральная часть города, на обороте — весь город целиком. На центральном фрагменте — показывать названия улиц, на масштабе города — названия районов, а достопримечательности показывать в обоих случаях.

Центральный разворот, тут планировал фрагмент города — большой центр

На первой полосе — какая-нибудь общая информация о выставочных пространствах в городе и, главное, рассказ о том, что фотографировать в музеях можно бесплатно. Такую схему я впоследствии и реализовал.

Передняя и задняя страницы

На следующем этапе нужно было определиться с форматом (A3 или A2), а для этого — наполнить макет реальными данными и примерить. Я прошёл по нескольким геоинформационным сервисам и собрал список музеев и некоторую информацию о них. Затем нанял человека, чтобы проверить эти данные: меня интересовали адреса, телефоны, дни и часы работы, базовые стоимости билетов. Бессмысленно было уточнять у сотрудников музеев информацию об электронных адресах, аккаунтах в соцсетях. Эту информацию я брал с сайтов музеев, если таковые находил.

Можно было бы просто вбить всё, что выдаёт Гугль, Яндекс, 2ГИС, но что пять лет назад, когда я делал такую же сборку для Воронежа, что сейчас — о некоторых музеях знает не каждый сервис. Данные об организациях разнятся, местами допущены ошибки — так, за время работы над картой я отправил в Яндекс несколько репортов об ошибках в карточках.

Но самое дикое, конечно, на картах Гугля

Дом спидвагоновских вёсел — это галерея «Искусства и ремёсла»
Экспозиция техники теневого клонирования — это выставка боевой техники у Дома офицеров

До нескольких музеев, о которых рассказывали интернет-справочники, не удалось дозвонились вовсе. Может быть, их уже и не существует. В любом случае, если в пилотном номере будет какая-то ошибочная информация или не будет хватать данных о чём-то, я надеюсь, что заинтересованные люди об этом сообщат.

Чтобы понять объём будущего текста, я заверстал информацию об одном произвольном музее: название, адрес, рабочие дни, часы работы, стоимость взрослого и детского билетов, продолжительность экскурсии, телефон, почту, сайт, четыре соцсети. Размножил это шестьдесят раз, замостил весь разворот, распечатал на А3 и понял, что, если делать читабельный кегль, текст займёт всю площадь, а для карты места не останется.

Чтобы карту всё же добавить, нужно часть информации убрать. Я объединил информацию о ценах — теперь вместо двух строк (цена для взрослых и отдельно для детей) у меня стала одна, где цену показал диапазоном. Вообще, ценообразование и ценопредставление в музеях достойно отдельной заметки, и я её напишу. Телефоны убирать нельзя, сайты — стоит оставить. А вот все соцсети я из печатной версии удалил — оставил их в веб-версии. Не думаю, что кто-то будет забивать названия аккаунтов вручную. Особенно формата id38384762627104.

Отдельно скажу про график работы. В муниципальных и областных музеях они очень сложные. Примерно такие:

Летом
Рабочие дни: среда, вторник, четверг, воскресенье.
Выходные дни: понедельник, суббота, воскресенье.
Каждый последний четверг месяца — санитарный день.
Часы работы: По будням 09:37—18:11, каждый второй вторник до 19:42.
Обед: 13:13—14:02, каждый третий день — 11:40—12:04 и 15:03—15:36.
Зимой
Рабочие дни: воскресенье, вторник, пятница, суббота.
Выходные дни: понедельник, четверг.
Каждая третья среда месяца — день санитаров.
Часы работы: По будням 10:37—17:11, каждую пятницу до 23:42.
Обед: 12:13—16:02, каждое чётное число обеда нет.

Это никуда не годится. Нужно, чтобы человек сразу понимал, прямо сейчас открыто или нет. Для этого я кое-что упростил, опустил детализацию.

Если музей летом работает со вторника по субботу, а зимой — со среды до воскресенья, то я писал, что музей работает со среды до субботы. То же самое и с часами работы. Если обычный график — с 09:00 до 18:00, а по четвергам — с 10:00 до 20:00, то я писал, что график работы с 10:00 до 18:00. Информацию об обеденных часах я из печатной версии скрыл вовсе: они не у каждого музея есть. О том, что информация о графике работы у меня ориентировочная, я сказал на первой странице, порекомендовал перед походом в музей звонить и уточнять, мало ли что, вдруг санитарный день.

После этого я перенёс всю информацию о музеях на гуглокарту, чтобы понять, где они находятся относительно друг друга, — нужна будет одна врезка центра или же правильнее будет сделать несколько, если вдруг музеи сильно кучкуются.

Стало видно, кого на разворот поместить, а кого — за границы центра вынести

Распечатал основу и перенёс на неё точки из онлайн-карты. Нумерация пока та же, что была в таблице, — сперва все галереи, потом музеи, внутри каждой группы по алфавиту.

Но такая нумерация не была бы удобна никому, даже я бы путался. Потому что находить их на карте было бы неудобно, вообще нет никакой системы расположения номеров. Поэтому я сделал наоборот: главным было положение музея, нумерацию присваивал сверху вниз, слева направо — ну, как человек читает.

Перенумеровываю

Когда все музеи разместил на карте и заверстал описания, нашлось место для рекламы. Без неё никак: печать, распространение, сбор и уточнение информации, вёрстка — всё это нужно компенсировать. Реклама в пилотном номере компенсировал только печать, остальное — пока за мой счёт, нажиться планирую на новых тиражах. Озолочусь. Рекламу верстал теми же шрифтами, которыми набирал основной текст на первой и последней полосе, чтобы она смотрелась как-то аккуратнее. Карту планировал печатать в одну краску, реклама, соответственно, тоже была бы монохромной, поэтому отказался от фоновых рисунков. Вышло чисто. Дальше буду делать так же.

Предполагаю, что музеи согласятся распространять карты, им же это выгодно. Рекламу в первую очередь предлагал тем, кто находится недалеко от музеев. Человек берёт карту, видит, что в городе ещё десятки очень разных музеев и галерей, а недалеко от того места, куда он собирается пойти в будущем, или от того, где он находится прямо сейчас, есть интересная едальня или что-то ещё любопытное.

Пробовал, а можно ли на карте, отпечатанной в один цвет, как-то выделись логотип цветом, приклеил акционный стикер из Слаты.

Выглядит, конечно, здорово, но есть проблемы: надо отдельно печатать и надсекать наклейки, потом их вручную аккуратно приклеивать туда, куда нужно. И так тысячу (для пилота) или несколько тысяч раз. Можно было бы ещё интереснее: изготовить небольшой штамп и шлёпать цветную печать. Но это ещё ресурсозатратнее. В общем, оставил всё монохромным. Цвет в этот раз выбрал синий, из разработанного туристического бренда Иркутска. Каждый выпуск будет монохромным, каждый в своём цвете (но не чёрном) — следующий точно будет красным, а потом какой-нибудь ещё пантон возьму.

С картой всё понятно, в общем. Расскажу о первой странице, где информация о проекте. Внизу — выжимка из моего материала о том, почему в музеях можно фотографировать бесплатно. А сверху решил рассказать о графиках и ценах, сделать несколько подборок:

  • — музеи, работающие после 18:00;
  • — музеи, о посещении которых стоит договариваться заранее;
  • — музеи, у которых выходные по каждому дню недели;
  • — бесплатные музеи;
  • — группы музеев, в которых действует единый билет или своего рода абонемент.
Забил текст без вёрстки, примеряю объём на странице

Рекламирующиеся в номере компании, если захотят, могут устроить какой-нибудь розыгрыш для обладателей карт с конкретными номерами.

Серия и номер, как в паспорте

Верстал всё в макете на A2, потому что в будущем хотел более крупный формат. Примерял всё на A3 однако — потому что пилотник планировал на меньшем формате. Тестовые экземпляры печатал простым масштабированием, но на производстве такое бы завернули. Поэтому перевёрстывал под нужный формат. Когда проверял результат, обнаружил, что потерял кусок текста — с расписанием. Когда вернул, тоже нашёл недочёты.

В готовом тираже тоже кое-что вскрылось: пропали маркеры в списках, ну это не страшно.

Сейчас раскидаю карты по нескольким музеям и в офисах Информационно-туристской службы, заброшу в некоторые хостелы. Если хотите разместить эту карту у себя, свяжитесь со мной. Вот краеведческий музей, например, отказался в своих филиалах эту карту разместить, потому что я пишу музей «Окно в Азию», а не «Отдел Иркутского областного краеведческого музея „Окно в Азию“». Но в таком контексте — на бумажной карте полные бюрократические названия появятся только через мой остывающий труп. Они будут уместно смотреться во внутренних документах музея и в бухгалтерских отчётах. Если же человек шёл-шёл в музей истории Иркутска, а попал в Отдел истории Иркутского областного краеведческого музея, не думаю, что он что-то потеряет.

Печатал всё на немелованной и не самой тонкой бумаге: чтобы не пучило от воды, не лопалась на сгибе и жила бы, пока человек ходит себе по всем музеям.

Забираю тираж из типографии «Призма»

Планы на будущий номер у меня такие. Увеличить формат до A2, поместить более подробную статью о каком-то музее или галерее. Сделаю это бесплатно — для того, кто первым захочет о себе рассказать и пришлёт для этого текст подходящего объёма, логотип, какие-то фотографии, если захочет.

Ещё планирую уточнить информацию о музеях: говорят, есть ещё какой-то музей авиазавода, вроде бы снова пускают в камеру Колчака. Вдруг где-то изменились цены и графики, а кто-то вообще закрылся или слился. Сообщайте, пожалуйста, обо всех ошибках или об отсутствующей информации.

Это не ошибка в названии улицы, а вера (или пророчество)

Может быть, добавлю английский, но тут, скорее всего, только названия переведу. Не верю в то, что этой картой будут пользоваться иностранцы, да и туристы вообще. Пока Иркутск для гостей города — не цель визита, а просто аэропорт или вокзал, чтобы добраться до Байкала. Туристы у нас не проводят много времени. Поэтому моя карта — скорее для местных, чтобы они узнавали свой город и начали коллекционировать походы в музеи, чтобы эта карта была у них как зачётка. Вот это — моя.

Отметил розовым те места, в которых был хотя бы раз

Будет здорово, если появятся партнёры, которые будут дарить призы за ачивки. Например, больше всего посещённых музеев за месяц, посещение определённых музеев, объединённых какой-то темой, посещение всех-всех музеев. Но для этого надо ещё и с руководителями музеев договориться, чтобы их кассиры делали отметки на картах. Заказать наклеек, например, с логотипами музеев, выдавать их вместе с билетом тем, кто играет в эту игру. Эй, социально ответственные бизнесы, свяжитесь со мной!

Партнёры этого выпуска:

Эррата

Музей МВД

Вход в музей бесплатный, а не по 150 ₽.
Музей работает по будням с 09:00 до 18:00, а не всю неделю с 10:00 до 15:00.

Хотите поддержать появление нового номера — воспользуйтесь этой формой обратной связи.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное