📖 Искусство стильной бедности

Наверняка, с точки зрения многих я человек небогатый, тоже раньше так думал. Но потом разобрался в себе и как-то этот вопрос перестал меня беспокоить. Эта книга не виновата, но то, что в ней написано, может подтолкнуть к переосмыслению некоторых аспектов жизни.

Шёнбург А. фон. Искусство стильной бедности: Как стать богатым без денег / Александр фон Шёнбург; Пер. с нем. С. Городецкого. — М.: Текст, 2009. — 190, [2] c. ИСБН 978-5-7516-0837-8

Эту книжку читал несколько лет назад, но недавно, в рамках программы разбарахления, прочёл книжку «Искусство жить просто» и она настолько чудовищная, что я решил как-то перевязать эти две рецензии. Для этого перечитал Шёнбурга (неделя по двадцать пять небольших страниц в день). Написано легко, иронично. Книга не шедевр, но читать было приятно.

Кирилл Фалеев поймал меня на трамвайной остановке за первым прочтением

Книга состоит из трёх частей. Первая и последняя — типичное вступление и заключение, самое главное — в самой большой средней части. Здесь автор подвергает критике главенствующий взгляд на аспекты жизни и говорит:

  1. О работе. Тот, кто сегодня занят круглые сутки, не расстаётся с мобильными телефонами, пейджерами, ноутбуками и не может оторваться от работы, чтобы привести в порядок свои мысли, тот ведёт хищническую добычу собственного здоровья, духовных сил и с предпринимательской точки зрения собственной производительности.
  2. О жилище. Прелесть той или иной квартиры заключается не в количестве вложенных в неё денег, не в районе, где она расположена, а в том радушии, с которым принимают гостей. Богат тот, чья квартира привлекает друзей. И богат тот, кто может провести у друзей дождливые дни, когда в собственном доме крыша готова обвалиться на голову. И ни музыкальные центры, ни домашние кинотеатры, ни мебель от Конрана не сделают вашу квартиру более притягательной.
  3. О еде. Известен знаменитый случай с гулявником, который раньше не добавляли даже в самые изысканные салаты. Потом кому-то пришло в голову назвать гулявник «рукола» и теперь всё в Германии подают или «с руколой», или «на руколе». В эпоху расцвета «новой экономики» спрос на гулявник между Гамбургом и Мюнхеном был настолько велик, что лишь в Бранденбурге и Мекленбурге-Переднее Померании нашлось достаточно земли для его удовлетворения.

Мне кажется, тут ошибка переводчика, потому что гулявник действительно существует, но это другая травка, рукола по-русски — гусеничник.

  1. О фитнесе. Малоподвижность — одна из форм бедности, которая приводит к отупению и унынию. Но, к счастью, с этой бедностью легко справиться, не заплатив ни цента. Достаточно лишь преодолеть себя: подняться по лестнице, а не поехать на лифте, сесть на велосипед или пройтись пешком, а не поехать на автобусе, на такси или тем более на собственной машине. Двигаясь, мы приобретаем нематериальный капитал, а отказывая от движения, его растрачиваем.
  2. О личном автомобиле. Машина должна быть либо непрактичным средством получения радости, к которому человек испытывает едва ли не сердечную привязанность, либо простой и полезной вещью, с которой следует обходиться без всяких сантиментов. Промежуточное положение — удел мещанства, от него веет акациями и промокшей овчиной.
  3. О путешествиях. Единственной формой путешествия, о которой можно было всерьёз задумываться, остаётся длительное пребывание. Великий философ Николас Гомес-Давила сказал однажды: «Лишь интеллигентные и ограниченные люди обнаруживают склонность к оседлости. Посредственность неугомонна, её постоянно тянет в дорогу». Однако тот, кто отправляется в другую страну на несколько недель или месяцев, чтобы набраться опыта, поучиться, поработать или просто навестить друзей, не путешествие в современном смысле этого слова.
  4. Об одежде. Важнейшее правило звучит следующим образом: носите одежду сами и не позволяйте ей носить себя. Элегантно смотрится лишь тот, кто относится к своей одежде с известной долей пренебрежения. В большинстве случаев лучше быть underdressed, чем overdressed. Ещё не перевелись люди, которые с помощью одежды пытаются нам что-то сказать. Например: «Посмотрите на меня, ещё молодой!» — или даже: «А плевать я хотел на свою одежду!» Так или иначе, одежда не должна привлекать к себе внимание.
  5. О культуре. У большинства из нас затраты на культурные мероприятия связаны с поддержанием престижа.
  6. О детях. Когда я перестал работать в офисе, то мне стало легче воспитывать детей. Теперь они знают: работа вполне может сочетаться с подстриганием ногтей и послеобеденным сном. И хотя статья семейного бюджета, предназначенная на детские игрушки, была сильно урезана после того, как я лишился регулярного заработка, у меня появилась возможность щедро дарить детям то, на чём экономят богатые семьи, —внимание. Ведь преуспевающим на работе родителям часто не остаётся ничего другого, как успокаивать свою совесть беспорядочной скупкой игрушек.
  7. О покупках вообще. Теперь давайте посмотрим на понятие «ценная вещь» глазами вора. Что сегодня привлечёт внимание грабителя в первую очередь? Телевизор, ДВД-проигрыватель, музыкальный центр, компьютер — всё, что через два-три года будет стоить гроши. Историк Рольф Петер Зиферле утверждает, что, несмотря на наше относительное благополучие, мы живём в «обществе без собственности». У каждого человека, независимо от социальной принадлежности, есть сотни личных вещей, но настоящими ценностями обладает абсолютное меньшинство.

Всё сводится к тому, что нужно разобраться в себе и перестать жить для других, а начать жить для себя. Ваша жизнь одна и не нужно её тратить на то, чтобы пытаться понравиться кому-то другому, произвести впечатление на незнакомых вам людей. В погоне за лишним теряешь необходимое. Необходимое — это не деньги или другие вещи, как можно было бы подумать, необходимое — это жизнь.

Закомплексованные американцы прививают миру мысль, что нужно быть каким-то продуктивным и успешным (это вообще как?). Но только нужно быть счастливым. Я допускаю мысль, что рабочая встреча вечером в субботу делает вас счастливее, но скорее поверю в то, что эти переговоры — попытка убежать от себя к поверхностному одобрению другими людьми.

Оформление

Книга оформлена не без вкуса, но не совсем убедительно. Местами не хватило внимания к деталям. Может быть, это связано с тем, что книга входит в серию «„Искусство...“, что накладывает ограничения, как всегда бывает с сериями.

Эта обложка по по оформлению скорее бедная, чем стильная. Если на задней сторонке ещё туда-сюда, то на лицевой — всё слишком скученно, слеплено и фотография одноразовой пластмассовой тарелки не спасает. На корешке эта зажатость тоже есть. Понятно, что совсем много воздуха дать нельзя — это уже роскошь. Но так плотно сбивать буквы — это уже не про стильность.

Вообще, мне кажется, что подзаголовок „Как стать богатым без денег“ с корешка можно смело убирать

Сейчас книга переиздана в том же формате, с такой же вёрсткой внутри, но с новой обложкой, которая, мне кажется, ещё хуже отражает содержание.

Книга набрана Таймс Нью Романом. Этот хороший, но совершенно потерявший силу шрифт из-за повсеместного использования здесь получает некоторое обаяние. Вытянутый формат книги делает полосы более узкими и набор выглядит вполне прилично, нет этой постноты. Но метранпаж не дожал и сделал шаг в сторону бедности от стиля. Линейки вокруг эпиграфов в начале глав оправдать можно, но оформление колонтитулов не годится. Можно было решить это изящнее. Например — вообще не делать колонтитулов. Или не набирать название книги, а только название главы, для навигационных задач, сделать это мельче и, например, с боковой стороны разворота. Ничего страшного, если не будет симметрично, эта книга не требует строгого соблюдения канона. Ну или можно было хотя бы напрячься и дать разрядку в заглавных.

Бумага подобрана правильная. Она рыхленькая и желтоватая. Если взять просто какую-то газетную серую, то стиля уже не будет. Если взять более качественную желтоватую типа Гардепада, то уже не будет бедности. Тут издательство угадало.

Форзацы хотя и белые, но из бумаги с лёгкой фактурой. Вроде как бы бедно — без печати, а вот не абы какой самый дешёвый материал.

Каптал тоже белый и я вот смотрю на него и не могу понять, нормально ли это или же он должен был быть каким-то другим. Но, наверное, если не точно нет, значит, может быть и да.

Эту книгу не продаю, но продаю и отдаю даром некоторые другие книги.

Единоразово поддержать выпуск книжных рецензий — форма ниже, для регулярных автоматических подарков — Бусти.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное