Фёдор Т пишет про себя, про Иркутск, про себя в Иркутске и про Иркутск в себе
Все посты · Популярное · Обсуждаемое · Теги
Телеграм-канал · Бусти

📖 Острова и капитаны

У нас дома отдельная полка занята Крапивиным — жена большая ценительница. И всё удивлялась, что я с ним в детстве не познакомился. Потом, вроде, выяснили, что одну его повесть я в журнале «Костёр», читал. Но сколько же прошло мимо меня!

Первым делом жена дала мне роман «Острова и капитаны». Состоит из трёх повестей («Хронометр», «Граната» и «Наследники»), каждую из которых можно читать отдельно, как независимое произведение, но лучше, конечно, по порядку одну за другой.

Острова и капитаны [Текст] : роман в трёх книгах : книга первая. Хронометр. (Остров Святой Елены) / Владислав Крапивин ; худож. Евгений Медведев. — М.: Лабиринт Пресс, 2020. — 324, [4] с. : ил. — (Иллюстрированная библиотека фантастики и приключений). ИСБН 978-5-9287-3182-3, Тираж 5000 экземпляров
Острова и капитаны [Текст] : роман в трёх книгах : книга вторая. Граната. (Остров Капитана Гая) / Владислав Крапивин ; худож. Евгений Медведев. — М.: Лабиринт Пресс, 2020. — 236, [4] с. : ил. — (Иллюстрированная библиотека фантастики и приключений). ИСБН 978-5-9287-3185-4, Тираж 5000 экземпляров
Острова и капитаны [Текст] : роман в трёх книгах : книга третья. Наследники. (Путь в архипелаге) / Владислав Крапивин ; худож. Евгений Медведев. — М.: Лабиринт Пресс, 2020. — 428, [4] с. : ил. — (Иллюстрированная библиотека фантастики и приключений). ИСБН 978-5-9287-3171-7, Тираж 5000 экземпляров

Очень рад, что мне открылся мир Крапивина. Он описывает всё так живо, что мои галлюцинации от текста были более реальными, чем обычно, я ощущал этот ветер с моря и видел месяц через пар от дыхания.

Не только природа у Крапивина живая, живые вещи, обстановка и люди. Люди здесь не плоские, у каждого — характер, мотивация, эмоции, переживания. Личности развиваются на протяжении книги, меняются: когда-то — вдруг, после события; когда-то — постепенно.

Важно, что в книге дети — субъектны и в своём детском мире, и когда пересекаются со взрослым (об этой особенности не так давно читал в другой книге).

Книга ещё и энциклопедия советской жизни. В ней много деталей про то, как там было с продуктами, с жильём, с образованием, одеждой, транспортом. Всё это не выпячивается, а как-то исподволь, но внимательный читатель сделает выводы.

На третьей книге до меня дошло неожиданно, зачем в стране с невероятными запасами леса собирали макулатуру. Это десятилетиями делалось вовсе не для того, чтобы экономить ресурс. Акция решала другую важную задачу — уничтожение семейных архивов и прочих бумажных артефактов, чтобы мифологизировать советскую историю и дореволюционные события как надо.

О Крапивине я ещё напишу как-нибудь позже, потому что намерен прочесть ещё что-нибудь. Сейчас же хочу больше сказать об авторе иллюстраций и к этому изданию, и ко многим другим книгам Крапивина, и ко многим другим книгам вообще — Евгении Медведеве. Про автора оформления книги из предыдущего обзора есть статья на Википедии, а про этого художника, на работах которого выросло несколько поколений такой статьи нет. Я очень удивился. Это странно, возмутительно, недопустимо.

Я начал искать и беглый гуглинг показал, что больших интересных биографический материалов о Евгении Алексеевиче почти нет. Посмотрел, какую ссылку он оставлял мне и это оказался не личный сайт, — хотя мог бы, с его-то послужным списком. Так вот, сейчас по этому адресу 404 страница. Но сам материал остался — сайт переделывали, а редиректы не настроили:

Больше информации на сайте «Лаборатория фантастики». Работы разбиты по темам и по годам. Есть обложки книг, журналов, внутренние иллюстрации разных изданий. Превьюшки очень мелкие, на отдельной странице они покрупнее.

На Ютубе нашёл только одно интервью. Если вдруг встретите ещё какие-то ролики — напишите.

В кадре мелькает тот каталог, который я печатал

Вы наверняка знакомы с его творчеством а ваши родители — так совершенно точно. Может быть, и их родители тоже. Хотя для многих он, в первую очередь, крапивинский иллюстратор, но через его руки прошли работы многих авторов, не только детских. Он работал в разных техниках и в разных стилях. Покажу здесь примеры некоторых его работ — из каталогов двух выставок, что у меня есть. Наверняка, вы что-то вспомните.

Обложки каталогов персональных выставок
Полное содержание одного каталога и некоторые развороты другого

Евгений Алексеевич — давний друг Владислава Петровича и он считается каноничным автором иллюстраций для реалистических произведений Крапивина. И это понятно: они почти ровесники, видели одну и ту же страну, одних и тех же людей, общались друг с другом и, наверняка, обсуждали детали. Просто невозможно представить, чтобы кто-то в двадцать первом веке вдруг смог передать в рисунке то, что описывал Крапивин, лучше, чем это делал Медведев: ему же придётся изображать действительность, которой он не видел. Мне кажется, что сила его иллюстраций такая, что неправильно не только пытаться брать какого-то другого иллюстратора для переиздания крапивинских книг, а даже сама идея выпускать книги без иллюстраций вообще уже ошибочна. Эти изображения настолько органично связаны с текстом, так хорошо передают его настроение, что это уже его неотъемлемая часть. Большая удача, что такой творческий тандем состоялся.

Оформление

У книги непривычно широкие пропорции, но читать это нисколько не мешало. Вёрстка достаточно аккуратная, если не брать в расчёт содержание и оформление обложки: выбор шрифтов и там, и там очень странный и не дружит с основной гарнитурой — «Адонисом» Натальи Васильевой.

Не столько вёрстку показать, как обычно, сколько чтобы показать количество и (насколько видно будет) — качество иллюстраций

Капталы синие, в тон обложкам и форзацам

Дома есть другое издание из эксмовской серии «Отцы основатели: русское пространство», его нет смысла обсуждать, типичная монополистическая серийная муть.

Печать в пять красок (полноцвет и золото) и тиснение золотой фольгой на обложке

Иллюстрация сама по себе выполнена в неблизком мне стиле, но я не могу назвать её отвратительной. Однако она не дружит с остальным оформлением, есть стилистический разрыв между нею и стилем шрифтов на обложке. Штрихкод на обороте встроен очень топорно, хотя можно было сделать аккуратно, как, например, с этим справились в «Истории чтения».

Внутри — плотно свёрстанный «Таймсом» с безобразными заголовками и колонтитулами неузнаваемым шрифтом текст. Отпечатано на газетной бумаге без иллюстраций, зато с безвкусными шмуцтитулами. Это что-то какая-то шизофрения: печатать золотом двух сортов на обложке, делать её сочной, а внутри — такое убожище.

Качество производства соответствует качеству макета: каптал сверху отклеился и скомкался.

Чего ещё ждать от «Эксмо»

Никакую из шести книг, фигурировавших в тексте, не продаём, но продаём и отдаём даром другие.

Единоразово поддержать выпуск книжных рецензий — форма ниже, для регулярных автоматических подарков — Бусти (нужна регистрация). Для доноров есть бонусы.

Подписаться на блог
Отправить
Поделиться
Запинить
Дальше