Прогрессивная деградация

Для вёрстки одного издания мы с Умной Машей ходим в Молчановку, изучаем книги из редкого фонда. В подводке к анонсу поста о походе в библиотеку в Телеграм-канале Маша написала:

Мы часто ошибаемся, считая себя умнее тех, кто жил раньше.

У римлян не было анимированных стикеров в телеграме и песен Муси Тотибадзе, но люди гораздо лучше нас разбирались в вопросах свободы, веры, права и много ещё чего.

В Российской Империи не было цифровой печати и вариативных шрифтов, но это не мешало людям входить в такие тонкости, до которых нам ещё расти.

Соглашусь и проиллюстрирую деградацию в двух постах. Первый (этот) — про герб города (и области), второй — про одну конкретную книгу.

С гербом Иркутска не так всё просто. Не совсем ясно, какой зверь там изымает соболя. Не так давно прочёл книгу Владимира Гасельника «Детектив с бабром, или Новый взгляд на историю иркутских печатей и гербов», и мне стало понятнее.

Оформление самой книги (обложка, вёрстка, выбор бумаги), к сожалению, посасывает

Тираж издания — всего 500 экземпляров. Найти книгу может быть сложно, но работу стоит изучить всем местным краеведам и гидам: автор проделал титанический труд по анализу и систематизации изображений герба Иркутского наместничества, Иркутской губернии, Иркутской области и самого Иркутска. Некоторые факты меня обескуражили. Как, например, то, что раньше в ведении Иркутска было Бобровое море, в котором в изобилии водились морские бобры, почти полностью истреблённые нашими купцами (в частности, Трапезниковым).

В этом посте будет несколько иллюстраций из книги Гасельника, большинство — просто из поиска по картинкам Яндекса. Цель материала — сравнительная демонстрация изобразительных способностей художников и квалификации заказчиков в разное время, а не анализ изменения форм и размеров животных на гербе. Но совсем обойтись без такого экскурса нельзя, потому что бабр или бобр требуют внимания.

Официальные бабры 1696, 1697, 1721, 1764, 1778, 1790, 1787, 1833, 1857, 1859, 1903

Предложенные бабры 1969 (первый) и 1996 годов

Кусь за Русь!

Всё действительно было сложно, посмотрите на изменяющегося зверя в губернских ведомостях 1864, 1889, 1890. Посередине животное, больше похожее на морского бобра, а не на кого-то из кошачьих. На иллюстрации в книге это видно ещё заметнее.

И ещё до кучи значки с изображением герба. Почти все, думаю, сделаны в 20 веке. Да, у литья есть ограничения, сложно порой что-то особенное сделать. Но иногда исполнители совсем не старались. Никто же имени автора не узнает.

Гербы

Теперь, когда вы получили небольшое представление о гербе Иркутска, позвольте представить вам официальные гербы Иркутска и Иркутской области.

Официальные изображения гербов Иркутска и Иркутской области

При подготовке макета дизайнер допустил несколько небольших и несколько серьёзных ошибок. В целом работа показывает, что ему было наплевать. Как и принявшим эту работу чиновникам. На картинках выше видна эволюция: вот люди не умели рисовать, вот научились, вот — в конце 19 века красивый герб, а потом — всё хуже и хуже. Вот появились векторные редакторы — казалось бы, можно сделать на голову выше, чем у предков, да только получается какая-то бледная тень былого.

Оригинал 19 века и пародии 21 века

Бабр

Самый главный недостаток — всё плоское. Нет ни теней, ни переходов, ничего. Есть технические ограничения? Да ну, миллионы цветов в распоряжении оператора ПК. Гравюры делались в одну краску, но насколько тонкие там переходы полутонов!

Первая попавшаяся гравюра с «Пиксельхира»

У нынешнего бабра головогрудь плавно переходит в брюхоноги. Это сплошная клякса. С соболем не лучше. Но что мешало сделать в векторе полутона? Вектором можно сделать изображение фотографического типа. Было бы желание, был бы квалифицированный заказчик с хорошим вкусом, был бы исполнитель, которому не всё равно.

Посмотрите на каркас у этих яблок и на каркас гербов Иркутска и области. Одно — работа в портфолио, другое — всего лишь значок, который всего лишь демонстрируется не на школьном выпускном, а на всех официальных мероприятиях крупного города. Всегда и навсегда.

И так сойдёт

Одно из преимуществ векторной графики — возможность масштабировать изображение без потери качества. То есть можно приблизить его во время работы, рассмотреть внимательно все недостатки и поправить. Если есть желание и чувство ответственности.

Неряшливость

У бабра серьёзные проблемы с анатомией. Ближние к наблюдателю ноги отличаются по строению от дальних ног. А передние — существенно длиннее задних. Можно как-то объяснить разницу в длинах передних и задних конечностей, возможно, скелет химеры бобра и тигра должен быть похож на скелет орангутанга, но почему такая существенная разница между левыми и правыми лапами, не объясняет ничего, кроме низкой квалификации художника.

Соболь

На нынешнем гербе города изображён не соболь. Скорее всего — это лиса.

Дело не в том, что здесь длинная морда. Скорее всего, это ещё одна передняя лапа — из-за неряшливости исполнителя нет полутонов. Обратите внимание на уши, они острые.

У соболей уши округлые
У лис уши острые

Форму ушей в один цвет могли изобразить штриховым рисунком в позапрошлом веке, могли и нарисовать в середине прошлого века. Но с приходом цифровых технологий этот навык исчез. Вместе с ответственностью заказчика, которому «и так сойдёт».

Ответственность и репутация

18 октября я отправил в мэрию запрос

Прошу сообщить имя дизайнера (художника), который создал цифровую версию герба Иркутска, использующуюся сейчас в качестве официальной.

15 ноября получил ответ, в котором была ненужная информация, но не было имени.

Мне дважды звонили из мэрии в течение месяца и пытались узнать, почему это я вдруг заинтересовался таким вопросом. Ответ, что это мне нужно для исследования, Ольгу Ивановну не устроил. Она сказала, что поняла, для чего мне это нужно, и сказала, что не сообщит имя автора, сославшись на закон о персональных данных.

А зачем скрывать имя? Может быть, автор был бы только рад такому пиару. Или же гражданка Михеева подозревает, что герб — халтура. А человек, который его рисовал в те далёкие годы, сейчас уже, например, заслуженный член, и такое бросит тень на его авторитет.

Почему имя прораба, ответственного за замену трубы во дворе, пишут на здоровенном щите, а имя человека, сделавшего самое тиражируемое в Иркутске и самое известное за пределами области изображение — герб города, — тайна?

Имя автора герба 1878 года, например, известно — это «выдающийся герольдичесий художник, коллежский асессор Александр Александрович Фадеев» (цитата из книги Гасельника).

В одной из каруселей с фотографиями есть проект бабра 1970 года. Это проект художника Суворова и Лебединского, его подписали также Н. Ф. Салацкий, профессор Ф. А. Кудрявцев, художник В. С. Рогаль и ещё не менее пяти уважаемых иркутян. Авторы не боялись публично заявить, что это — их работа. Другие люди не побоялись репутационных потерь и поставили свою подпись в поддержку.

Кто тот художник, кто «в рабочем порядке» нарисовал герб города?

Алексей Гуськов предполагает, что художника к работе и не привлекали

Я продолжу искать человека из МАУ «Праздник», который создал этот герб, и попробую взять у него интервью. Даже если не получится, о бабре будет ещё один пост. А пока — вот вам ещё из статьи в Большой Российской энциклопедии.

Конечно, мне тоже приходилось делать вещи, которыми не горжусь, то есть сам не рассказываю о чём-то, но если меня спросят, какое я имел отношение к тому, к чему я имел отношение, отпираться не буду. Иногда такие проекты — вопрос выживания, иногда — дискоммуникация с клиентом. Но чтобы я согласился делать что-то хуже, чем это делали до меня полтора века назад — ну нет.

unsplash-logoAlexander Andrews — автор фото с лисой.

Скорость выхода второго поста о бабре зависит от интенсивности заполнения этой формы.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное